Здравствуйте, уважаемые гуру и не менее уважаемые учащиеся.
Хотел бы рассказать о моем опыте, накопившемся за 3 месяца метаний в сфере цветовоспроизведения и, конечно спросить совета.
Басня такова.
Есть заказчик, желающий делать качественные копии, принадлежащих ему картин. Ему важна отличная (желателен эффект 1 в 1) точность воспроизведения. Контролируется визуально - под равномерным источником света D65 выставляются копия и оригинал и сверяется им, замечательным фотографом, добрым и честным искусствоведом, и неумейкой
- вашим покорным слугой. Таким образом заключаем, что необходимо подтянуть, и после недели (это при моей хорошей скорости) отпечатков пробников, сверок - правок, получаем устраивающий всех результат, для одной картины.
Располагаем следующим оборудованием.

Как все происходит сейчас.
Чекер уже практически не отличается от оригинала (особенно если слегка еще в ProfileEditor покрутить отдельные диапазоны) - вообще все ок, А вот с картиной все сложно. Есть огромные проблемные области (незабываем что планка высокая стоит) в тонах и диапазонах на чекере не присутсвующих (а таких большинство), ну и особенно это все видно на светлых картинах с пастельной (ненасыщенной) гаммой.
Ну и довожу руками в ProfileEditor все эти области. Уже знаю что он отображает результат не всегда корректно, уже знаю что в шопе он куда более достоверен. Уже научился мыслить не "красненький - холоднее" областями пространства, и двигаюсь от крупных огрехов (недонасыщенность, допустим, в постельных тонах, светлее 70L) к мелким - бирюзовый еще чуть теплее на C от 30 до 60 по Lch.
И так, спустя 20 пробников - получаю хороший профайл (причем конечно для одной работы - остальные обладают другим диапазоном и снимаются при других настройка, растояниях и тд.) и качественную копию.
Но этож все можно сделать эффективнее - да?:y)
Ну вот есть же такая штука как CorolSage.
betterlight.com/colorsage/colorsage.html
Она там и сканирует в Raw и свет анализирует и вообще (правда почемуто не промеряют отдельно чекер. Ну в мануале нет такой процедуры).. Но ее у меня нет. (скажите - покупай, потомуто-потомуто я куплю. И пофиг что она только с принтером продается (американские HP сказали продадим и без него, русские посылают к финам а те не могут.)) И я не знаю _насколько верно_ и круто она будет работать. Если кто-то пробовал, или отлично понимает ее алгоритм - расскажите. А то жалко будет отдавать полтора килогринов за маркетинговую хрень.
Я вот мытарствовал по всякому. Сначала делал все по инструкции и строил профиль в inCamera. Данные чекера брал инкамеровские. Но это работает не достаточно хорошо. Даже плохо. Профиль - раздут. Правкам в ProfileEditor вообще не поддается, есть разные завалы, как его не настраивай. Я делал профили в режиме сканера в ProfileMaker, играл как только можно в режиме камеры, подкидывал данные о своем свете из программы inCamera(похоже это единственное почему ее советуют производители сканера\света); создавал свой чекер с расширенным диапазоном, чистил сканы черека, мылил их перед промером и еще, еще, много всяких игр..
Думаю моя основная засада сейчас, это неучтенные данные света. Таблица чекера промерена в лаб а не в RGB с ртутными пиками и подставить при построении профиля свой свет не могу. Не активна там эта настройка. Свет при сканировании таблицы D65 а у спектрофометра D50. Хотя может я не прав - чекер ведь при печати совпадает с оригиналом.
На самой камере поляризационного фильтра нет, стараемся чтоб масло не бликовало. Линза хорошая. Но ясно что чекер и масло и чернила одного цвета - по разному могут восприниматься сканером, и глазом (например сканер "видит" разницу, а глаз нет).
А может все не так? А может я просто не замечаю какой-то маленькой детальки. А может вы знаете какой? Поделитесь мыслями-знаниями.
И спасибо всем, чьи сообщения мне помогали и помогают _вообще хоть как-то_ ориентироваться в такой доселе непонятной теме.
Если что-то непонятно, или некорректно описал - спрашивайте, постараюсь подробнее.
Олег.

Хотел бы рассказать о моем опыте, накопившемся за 3 месяца метаний в сфере цветовоспроизведения и, конечно спросить совета.
Басня такова.
Есть заказчик, желающий делать качественные копии, принадлежащих ему картин. Ему важна отличная (желателен эффект 1 в 1) точность воспроизведения. Контролируется визуально - под равномерным источником света D65 выставляются копия и оригинал и сверяется им, замечательным фотографом, добрым и честным искусствоведом, и неумейкой

Располагаем следующим оборудованием.
- Сканер BetterLight Super 8K-HS. betterlight.com/superModels.html . По сути камера, позади которой расположен блок, снимающий картинку. Сканирует на расстоянии. Имеет гибкие, правильные возможности.
- Свет North Light's New HID Copy Lights northlightproducts.com/html/copy_lights.html. 4 коробки (2 слева и 2 справа) D65 по 600W каждая. Стоят диффузоры, ультрафиолетовый и поляризационный фильтр.
- Принтер HP Designjet Z3100 44-дюймовый. 12 цветов, встроенный eye1 в качестве спектрофотометра, подходящий охват на подходящих холстах, и вообще с ним подружились.
- Спектрофотометр eye1 pro с базовым софтом (лицензия только для работы с монитором
). ему года два.
- Две таблицы Digital Colorchecker SG . Одной два года, вторая прилетела месяц назад из США.
- VIEWFINDER CAMERA CONTROL SOFTWARE (утилита для настройки сканера и собственно сканирования),
- Eqalize - программка исправляющая неравномерности освещения,
- Photoshop,
- плагин InCamera (строит профили для картин - рекомендуется BetterLight),
- ProfileMaker 5.

Как все происходит сейчас.
- На стенд вешается оригинал, сканируется в обыный 16ти битный RGB (есть еще возможность снимать RAW, причем, можно это делать линейно, без настройки кривых), минимум 300 точек на дюйм, настройки кривой светочувствительности сканера - либо по рекомендуемые, либо белый возле 240, черный возле 30. Баланс белого по нескольким полям чекера. (сканер при этом высталяет коэффициенты на каждый из каналов).
- Потом _с такими же настройками и из того же положения_ сканируем белый лист. Его плоскость почти совпадает с плоскостью картины.
- Также как лист, сканируем Colorchecker SG.
- Компенсация неравномерности освещения в Eqalize (можно и в шопе, но к программе притензий нет - проста и точна). Правится картинка с огиналом, и картинка с чекером.
- Промеряю с помощью ColorPicker чекер. Получаю файл с lab данными для каждого цвета.
- После беру ProfileMaker 5. В режиме камеры строю профиль с настройками репродукция. Иногда добавляю насыщенность. (наигрался с его настройками в волю). Профиль строится для Absolute Colorimetric.
- Принтером (встроенным спектрофотометром) строится профиль для холста (холст хороший, профессиональный, отлиная белизна и все такое). Профиль строит неплохо, но в ручную приходится подменять точку белого (принтер ее вообще не мерит - ставит по умолчанию) холста в ProfileEditor. Опять же беру Lab значения из ColorPicker. Это нехитрая операция сегодня мне экономит массу нервов)) - объективно улучшая результат, особенно с светлых тонах.
- Вешаю на картинку с оригиналом профиль сканера в шопе, на принтер - профиль материала. Режима перевода из Lab в аппаратные данные - AbsoluteColorimetric (Правильно сказал?).
- Печатаю копию и чекер и сравниваю с оригиналом под разным освещением, в том числе нашим эталонным D65.
Чекер уже практически не отличается от оригинала (особенно если слегка еще в ProfileEditor покрутить отдельные диапазоны) - вообще все ок, А вот с картиной все сложно. Есть огромные проблемные области (незабываем что планка высокая стоит) в тонах и диапазонах на чекере не присутсвующих (а таких большинство), ну и особенно это все видно на светлых картинах с пастельной (ненасыщенной) гаммой.
Ну и довожу руками в ProfileEditor все эти области. Уже знаю что он отображает результат не всегда корректно, уже знаю что в шопе он куда более достоверен. Уже научился мыслить не "красненький - холоднее" областями пространства, и двигаюсь от крупных огрехов (недонасыщенность, допустим, в постельных тонах, светлее 70L) к мелким - бирюзовый еще чуть теплее на C от 30 до 60 по Lch.
И так, спустя 20 пробников - получаю хороший профайл (причем конечно для одной работы - остальные обладают другим диапазоном и снимаются при других настройка, растояниях и тд.) и качественную копию.
Но этож все можно сделать эффективнее - да?:y)
Ну вот есть же такая штука как CorolSage.
betterlight.com/colorsage/colorsage.html
Она там и сканирует в Raw и свет анализирует и вообще (правда почемуто не промеряют отдельно чекер. Ну в мануале нет такой процедуры).. Но ее у меня нет. (скажите - покупай, потомуто-потомуто я куплю. И пофиг что она только с принтером продается (американские HP сказали продадим и без него, русские посылают к финам а те не могут.)) И я не знаю _насколько верно_ и круто она будет работать. Если кто-то пробовал, или отлично понимает ее алгоритм - расскажите. А то жалко будет отдавать полтора килогринов за маркетинговую хрень.
Я вот мытарствовал по всякому. Сначала делал все по инструкции и строил профиль в inCamera. Данные чекера брал инкамеровские. Но это работает не достаточно хорошо. Даже плохо. Профиль - раздут. Правкам в ProfileEditor вообще не поддается, есть разные завалы, как его не настраивай. Я делал профили в режиме сканера в ProfileMaker, играл как только можно в режиме камеры, подкидывал данные о своем свете из программы inCamera(похоже это единственное почему ее советуют производители сканера\света); создавал свой чекер с расширенным диапазоном, чистил сканы черека, мылил их перед промером и еще, еще, много всяких игр..
Думаю моя основная засада сейчас, это неучтенные данные света. Таблица чекера промерена в лаб а не в RGB с ртутными пиками и подставить при построении профиля свой свет не могу. Не активна там эта настройка. Свет при сканировании таблицы D65 а у спектрофометра D50. Хотя может я не прав - чекер ведь при печати совпадает с оригиналом.
На самой камере поляризационного фильтра нет, стараемся чтоб масло не бликовало. Линза хорошая. Но ясно что чекер и масло и чернила одного цвета - по разному могут восприниматься сканером, и глазом (например сканер "видит" разницу, а глаз нет).
А может все не так? А может я просто не замечаю какой-то маленькой детальки. А может вы знаете какой? Поделитесь мыслями-знаниями.
И спасибо всем, чьи сообщения мне помогали и помогают _вообще хоть как-то_ ориентироваться в такой доселе непонятной теме.

Если что-то непонятно, или некорректно описал - спрашивайте, постараюсь подробнее.
Олег.